Новости mice-индустрии

Новости, Интервью, Мнения, Колонка редактора

Итоги делового сезона 2022-2023

Блиц-интервью с ведущими игроками MICE-рынка

После активных майских праздников, мы решили обратиться к ведущим игрокам MICE-рынка с вопросами, как они оценивают итоги делового сезона, какие ведущие тренды сейчас в бизнесе, есть ли глубина продаж и вообще насколько оптимистично смотрят наши эксперты на текущую ситуацию.

В качестве экспертов блиц-интервью выступили представители двух ведущих российских  Business Travel агентств, две DMC-компании – одна специализируется на Кавказе, другая работает в лояльно настроенной к российскому турбизнесу Греции и концептуальная площадка для MICE-мероприятий в Беларуси.

И вот, что у нас в итоге получилось:

  1. Ожидания экспертов по динамике спроса на рынке – в среднем выше 50%.
  2. Бюджеты в целом выросли из-за транспортной составляющей.
  3. Заказчики и исполнители работают в тандеме из-за постоянно меняющихся условий рынка.
  4. В бизнесе стало больше прозрачности, технологичности и эффективности.
  5. Все игроки вынуждены постоянно быть в тонусе из-за меняющегося и непредсказуемого рынка, больше акцент на бронирование в последний момент.
  6. Среди заказчиков тренд на продуманные, наполненные различными полезными смыслами мероприятия.

Помимо бизнес-составляющей мероприятия направлены на укрепление физического и ментального здоровья участников.

Алена Эйвел – операционный MICE-директор корпоративного бизнеса компании «Випсервис»Клиент не сильно экономит на своем имидже, но старается оплачивать услуги в последний момент

Алена Эйвел – операционный MICE-директор корпоративного бизнеса компании «Випсервис»:

Начнем, наверное, с самого важного - с настроения у заказчика.

Наблюдается положительный настрой в плане желания и намерения реализовывать проекты: как небольшие серийные, так и большие мероприятия, особенно пик на них приходится  с сентября до середины декабря, это, как правило, цикловые конференции, корпоративы, юбилеи компаний. Но если ранее в наполнении программы в значительной степени присутствовал развлекательный контент, то сейчас заказчики стремятся к максимальной эффективности, полезности как для компании, так и для каждого участника. Сейчас запрашивают такой интересный формат для проведения большого мероприятия (1000 – 1500 участников) как спартакиада, это тимбилдинг, но с акцентом на ЗОЖ. Здесь ставка делается не только на сплочение коллектива, но на повышение привлекательности HR-бренда самого заказчика для сотрудников, не будем забывать, что это и спорт, и эмоции, которые необыкновенно заряжают на будущие свершения. Этот тренд возник как отклик на запрос рынка на эко, здоровый образ жизни, физическое и ментальное здоровье, ресурсность.

Еще могу отметить устойчивый спрос на мероприятия, численностью от 300 до 500 человек, особенно на 2-е полугодие, причем это не просто запросы на расчет, а предоплаченные заявки, над которыми мы сейчас уже плотно работаем.

Если мы будем говорить об отрасли в целом, то с начала этого года мы можем говорить о тридцати процентном росте глубины продаж в марте и пятидесяти процентном росте по сегодняшний момент в сравнении с 2022 годом.  В основном востребованы мероприятия до 350 человек, при этом форматы могут быть совершенно разные: круглые столы, встречи, конференции, инсентивы. Вот если мы говорим о трендах этого года, то, несмотря на летний отпускной сезон, мы все равно наблюдаем повышенный интерес к выездным инсентивным мероприятиям, которые пройдут с июня по август. И, наверное, это вызвано отложенным спросом, неким простоем в пандемийные 2020-2021 годы, сейчас заказчики начинают проявлять небывалые желание и активность вместе куда-то выехать. Также особенностью нашего времени является бронирование мероприятия практически last-minute, по небольшим мероприятиям этот период составляет 1-3 недели, по большим мероприятиям доходит до 1-2 месяца, если нужно за собой забронировать уникальную площадку, то заказчик оплачивает после подтверждения, но это скорее уникальный случай.

По географии мероприятий могу отметить Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, Казань, Сочи, Калининград, Екатеринбург, Владивосток. Регионы России очень востребованы для корпоративных мероприятий, и чем более развита инфраструктура и логистика на местах, тем тот ли иной регион становится все более привлекательным для корпоративных заказчиков. По странам СНГ: Армения, Казахстан и Узбекистан лидируют по нашей статистике, Азербайджан на подходе.

Среди зарубежных направлений: Турция – безусловный лидер, были запросы на Иран и Египет, но последние две дестинации только развивают свою инфраструктуру и только подтягиваются в плане сервиса и логистики до стандарта приема и обслуживания больших групп. После того, как Таиланд открылся после пандемии в конце прошлого года, туда хлынул поток индивидуальных туристов со всего мира, и, несмотря на спрос в MICE-сегменте на это направление, мы не смоги найти достойные варианты размещения в тот момент. И еще как основной тренд MICE-мероприятий – это тщательная работа над контентом мероприятия, он должен быть актуальным, востребованным, и как я уже упомянула ранее, полезным для самих участников.

 

Ольга Гулибина - директор MICE-департамента Continent ExpressВозросли требования к подрядчикам со стороны заказчиков, и мы рады, что удалось сохранить профессиональную команду в это непростое время

Ольга Гулибина - директор MICE-департамента Continent Express:

Отрасль MICE на сегодня демонстрирует рост. Динамика запросов положительная, из чего мы делаем вывод, что после пережитых потрясений сфера корпоративных событий уверенно восстанавливается. А в некоторые периоды конца 2022 года и начала 2023 года мы приблизились к показателям допандемийного 2019 года, что также подтверждает динамику роста. Конечно, далеко идущие прогнозы делать сложно — многое зависит от внешних обстоятельств.  

География мероприятий остается без изменений — выбор направлений сейчас невелик. Основной объем проектов приходится на Россию. Из зарубежных дестинаций в лидерах страны СНГ, Турция, Сербия, ОАЭ. Также есть проекты в Индию, Таиланд, у корпоративного заказчика вызывает интерес Африка.  

В целом, портфель проектов изменился в пользу менее крупных и более камерных. Основной акцент на бизнес-задачи, а также на сплочение команд, на поддержание эмоционального и психологического состояния сотрудников. В текущих реалиях это основные приоритеты.  

Возросли требования к подрядчикам со стороны заказчиков MICE-мероприятий. На первое место выходят такие показатели, как финансовая стабильность агентства, экспертиза и профессионализм команды. Заказчики стараются по максимуму застраховать себя от любых форс-мажоров, связанных с подготовкой и проведением мероприятия. А в наши непростые времена постоянных изменений и неопределенности требуется колоссальная гибкость и экспертиза, чтобы максимально оперативно принимать решения и нивелировать риски.

Мы гордимся, что Continent Express удалось сохранить MICE-команду профессионалов с многолетним опытом работы со сложными проектами для корпораций мирового уровня.

 

Роман Старостин – основатель компании Starostin.Travel на КавказеСпрос на Кавказ только растет и стимулирует развитие местного сервиса и инфраструктуры

Роман Старостин – основатель компании Starostin.Travel на Кавказе:

По сравнению с прошлым годом интерес к корпоративным мероприятиям заметно вырос, а вот 2022 году по разным геополитическим причинам мы, к сожалению, наблюдали много отмен. Сейчас идет активное бронирование корпоративных заездов на лето-осень по разным направлениям: Дагестан, Чечня, Осетия, Ингушетия, Домбай и Приэльбрусье.

Зимой мы наблюдаем традиционный спад в сегменте MICE-туризма и стараемся тогда больше акцентироваться на индивидуалах по программам с фиксированными датами заездов.

К нам приезжают корпоративные группы со всей страны, но чаще всего из Москвы, Санкт-Петербурга и Южных регионов России и цели у них разные, но в основном это инсентивы – сплочение коллектива в неформальной обстановке. Поэтому для наших корпоративных групп мы чаще предлагаем места размещения на природе с общей костровой зоной. Не стану скрывать, что в корпоративах больше потребность провести время за совместными посиделками и бокалом вина, чем в наших традиционных туристических группах. Мы этот интерес тоже учитываем и стараемся умело совместить с местными социальными нормами, ведь в большинстве республик Кавказа проживают мусульмане и алкоголь не приветствуется в их религии. А вообще мы помогаем взглянуть на природу и обычаи, традиционные народные промыслы кавказских народов с другой, новой, еще неизвестной массовому туристу стороны.

Среди самых востребованных направлений за последние годы стал Дагестан, эта республика продолжает удерживать позиции лидера, но к ней еще добавилась Чечня с вновь отстроенным Грозным с современной архитектурой и поражающими воображение великолепными мечетями, неповторимыми природными красотами, только в мае мы провели там 2 интересных корпоратива.

Я смотрю только позитивно на растущий спрос к нашему региону, так как заказчики все чаще выбирают внутренние направления, и это стимулирует приток средств и как следствие ведет к развитию местного сервиса и инфраструктуры. Хотя многие скептичны к этому, но я работаю на Кавказе круглый год и вижу эти изменения. Да, это происходит не так быстро, как хочется, но тенденция устойчиво положительная.

 

Елена Налбантова – генеральный директор «Белеон Турс»Гибкость в сотрудничестве, открытость друг к другу и диверсификация по направлениям – возможности для успешного бизнеса в туризме

Елена Налбантова – генеральный директор «Белеон Турс»:

Принимая гостей уже более 20 лет в Греции, а в 2015 году мы стали заниматься Кипром, и сейчас по количеству гостей оба эти направления имеют для нас практически равное значение. С визами на Кипр, как вы знаете, ситуация некоторое время назад изменилась, и для россиян теперь требуется получение въездной визы. Так как «Белеон турс» аккредитован в Консульствах Греции и Кипра, то для наших туристов мы можем беспрепятственно оформлять визы при наличии полного комплекта документов. 

После пандемии и известных политических событий прошлого года говорить об устойчивом развитии корпоративного сегмента в эти страны довольно сложно. Мы больше стали специализироваться на частных мероприятиях – юбилеях, свадьбах, деловых миссиях и паломнических поездках, и стали больше работать в сегменте люкс-туризма, но, как я люблю повторять, для нас любой бизнес-партнер из России и любой клиент ценен.

В целом спрос на поездки в Грецию и на Кипр только растет и достаточно быстрыми темпами, полагаю, что срабатывает факт отложенного спроса, ну сами посудите: по нашей внутренней статистике на конец мая по количеству заявок мы опередили показатели бронирования за весь прошлый год, при этом сложная логистика по перелетам в Грецию через Ереван, Стамбул, Дубай, не является сильно сдерживающим фактором.

Продолжая разговор о частных мероприятиях и инсентивах, хочу также упомянуть о возможности разместиться на наших собственных виллах в регионе Халкидики около курорта Sani Resort, вместимость вилл от 8 до 16 человек в каждой и таких рядом стоящих вилл 5. Поэтому организация Совета директоров или VIP-инсентив для в Греции – это вполне осуществимый проект в ближайшем будущем.

 

Александр Суворов – менеджер по маркетингу Парк-отеля «Ярки» БеларусьНовый тренд - площадка для отдыха с акцентом на спорт и ЗОЖ

Александр Суворов – менеджер по маркетингу Парк-отеля «Ярки» Беларусь:

Наша площадка была открыта недавно и здесь представлены широкие возможности для проведения корпоративных мероприятий от 15 до 150 человек с акцентов на спортивные развлечения.

Для проведения тимбилдинга предусмотрены: площадка для игры в айсшток, футгольф, скалодром, зиплайн, вэйкборд, волейбольная и баскетбольная площадки. Спортивная рыбалка, безусловно, привлекает к нам представителей этого вида спорта.

На данный момент мы интенсивно набираем обороты роста. Ежедневно количество заявок увеличивается в два, а то и в три раза, по сравнению с прошлым летним сезоном. Некоторые даты уже полностью закрыты.

Весь зимний сезон мы готовили нашу площадку к летнему периоду, увеличивали количество сотрудников, повышали их квалификацию, обменивались и перенимали опыт других комплексов. Ведь, как говорится: «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Частыми гостями нашего парк-отеля являются белорусы, россияне, а также гости из стран Казахстана, Кыргызстана и Европейского союза. Большое количество заявок на групповые мероприятия к нам поступают от белорусов, но постепенно вырастает спрос и у гостей Российской Федерации. Кстати, недавно проводили фам-трип для компаний-представителей Российской Федерации, и они остались в полном восторге.

Максимальным спросом у гостей пользуется программа «все включено». Мы за гостей продумали их сбалансированный план питания, предусматривающий повышенные физические нагрузки, детокс-меню, меню по медицинским и профилактическим показаниям, развлечения и расслабляющий отдых. Им остается только одно: отдыхая активно и душевно, реализовывать их проекты.